В начало
 
  
Главная
  
 Музеи
 История
 Архитектура
  
 Гостиницы
 Рестораны
 Экскурсии
 Транспорт
 Информация
  
 Другие города

 

Ярославль. Толгский Введенский монастырь

Храмы и постройки монастыря:
1. Введенский собор
2. Церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной
3. Надвратная церковь Николая Чудотворца
4. Больничная церковь Спаса Преображения
5. Колокольня
6. Часовня на могиле убиенных иноков
7. Настоятельский корпус
8. Келейные здания
9. Хозяйственные постройки
10. Стены и башни

Толгский монастырь в Ярославле    Толгская обитель возникла в XIV веке, в «лютое» время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края.

    Основание монастыря
    Начало обители относится ко времени правления в Ярославле князя Давида, сына Федора Черного, и связано с явлением ростовскому епископу Прохору (в схиме Трифону) чудотворной иконы Богоматери.
    В 1314 году владыка Прохор, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь водой с Белозерья, «за шесть верст не доехав до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох, вышел из шатра. И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец по тому же мосту возвратился в свой шатер. Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох.
    И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, «братию собра и монастырь устрои и игумена в нем постави».
    Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни.

Толгский монастырь в Ярославле    Толгский монастырь в XIV–XVI веках
    Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны, они содержатся не столько в немногочисленных сохранившихся документах, но преимущественно в различных редакциях «Сказания о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери».
    В конце XIV века Толгский монастырь постигло большое бедствие: постройки обители и все «церковные вещи, иконы, книги, сосуды, церковные украшения и прочие в ней хранимые вещи, вся пояде огонь и ничтоже остави». Чудотворная икона была найдена после пожара целой и невредимой «в дубраве на дереве» около монастыря. Монахи, считавшие святыню погибшей, взяли образ и «обрадовано несоша с пением честно на прежде бывшее место, яже где бяше по явлении». Позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню.
    Обитель не прекратила своего существования после постигшего ее бедствия — она была восстановлена благодаря помощи благотворителей. После того как деревянный храм был заново выстроен и освящен во имя Введения Богоматери во храм, жертвователь (некий житель Великого Новгорода Василий) исцелился от болезни. А через некоторое время «некий муж благоговейн, от благородных родителей, принесе в монастырь… священные сосуды, ризы же и книги».
    16 сентября 1392 года произошло чудо мироточения иконы Толгской Богоматери. «И сие миро соделалось источником многих исцелений и чудес, оно имело благодатную силу врачевать различные недуги». В память о чуде в обители ежегодно совершалась торжественная служба.
    В это время Толгский монастырь становится владельцем земельных угодий: ярославский князь Федор Федорович пожаловал обители деревню Кукольцыно «со всеми угоди по своей душе и по своих родителех в вечное поминовение»; князь Юрий Константинович (Шаховской) — пустошь Большую Хинову. К середине XV века Толгский монастырь, оказавшийся в вотчине «окупных князьков» Засекиных, находился от них в определенной административной, судебной зависимости и вынужден был платить им дань. Монастырские власти обратились с челобитной к великому князю Василию Темному, и тот взял обитель под свое покровительство.
    В 1553 году посетил Толгский монастырь и получил исцеление от его чудотворной святыни царь Иван Грозный. Благодарный монарх «образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна. По сем церковь не малу на хвалу Богу каменну повеле соградити и обитель ту честну учинити. Даде же и вкладу ту не мало». Кроме того, царь Иван Васильевич преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в обители как местночтимая святыня.

    История Толгского монастыря в XVII веке
    18 мая 1609 года Толгский монастырь подвергся жестокому испытанию — отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Сорок шесть иноков, скрывшихся в храме, были перебиты. Их братскую могилу долгое время отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой. В 1893 году над местом захоронения иноков была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева. В 1911 году ее интерьер украсили стенным письмом. В дни празднования 600-летия Толгского монастыря в 1914 году ее торжественно освятили как храм-часовню. Ежегодно 18 мая здесь совершалась заупокойная лития по погибшим.
    В смутные дни польского нашествия икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря.
    Со временем чудотворная икона Толгской Богоматери приобретала статус первой среди чтимых икон Ярославля, к ее помощи в трудные времена прибегали и ярославцы, и жители окрестных мест, и многочисленные паломники.
    Как рассказывают местные предания, в 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города совершился первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила.
    В 1681 году в жизни Толгского монастыря знаменательное событие: опальный Патриарх Никон, возвращаясь по Волге из ссылки, «августа 15 дня порану достигши» обитель на Толге. Когда судно пристало к берегу, Патриарх в присутствии монастырской братии причастился «от руки своего духовного отца архимандрита Кириллова монастыря Никиты». На следующий день, 16 августа, Святейший Никон скончался близ Спасо-Преображенского монастыря.

    Каменные постройки Толгского монастыря
    Архитектурный ансамбль Толгского монастыря, один из красивейших на Волге, формировался постепенно. Ранние постройки обители были деревянными, первую каменную соборную церковь во имя Введения Богоматери во храм соорудили в последней четверти XVI века, когда настоятелем монастыря являлся игумен Феодосий.
    Точная дата постройки первого каменного собора неизвестна, впервые он упоминается в ярославской Книге письма и меры 1627–1629 годов: «Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке на Толге, а в нем церковь каменная Введение Пресвятой Богородицы». В документе сообщаются сведения об оснащении храма иконами, книгами, утварью, о его внутреннем убранстве и посвящении приделов: «А в церкви писано стенным письмом, да в приделе престол Николы Чудотворца… да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского».
    В этом описании назван еще один каменный храм обители: «да на монастыре ж церковь теплая Здвижения честного Креста с трапезою (и приделом во имя Федора Стратилата. — Т. Р.) каменная». Он был сооружен после вклада в Толгский монастырь царем Михаилом Федоровичем в 1620 году сорока рублей на церковное строение.
Толгский монастырь в Ярославле. Трапезная Крестовоздвиженская церковь    В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1735 году к ней был пристроен придел во имя Симеона и Анны, но за XVIII столетие его трижды переименовывали, пока в 1818 — не освятили во имя иконы Толгской Богоматери. В 1867 году в алтарной части храма был устроен придел во имя Александра Невского — в память чудесного спасения императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года. В 1815–1816 годах ярославский резчик Кузьма Гаврилов Столярев за 625 рублей исполнил, а Михаил Петров Столярев за 1350 рублей вызолотил для этого храмаТолгский монастырь в Ярославле. Трапезная Крестовоздвиженская церковь новый иконостас «в мавританско-готическом стиле». В 1838 году церковь подвергалась переделкам: были растесаны окна, повышены своды, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. В 1892 году Воздвиженскую церковь расписали полностью масляными красками.
    Большое каменное строительство в обители велось при самом известном толгском игумене Гордиане (1673–1700), в это время в основном и сложился современный ансамбль монастыря. В первую очередь игумен Гордиан завершил начатое в 1672 году сооружение Святых ворот с надвратной церковью во имя Николая Чудотворца, занимавшей «после собора самое видное в монастыре место». Это строительство велось на средства ярославских торговых людей Семена и Ивана Матвеевых Сверчковых, пожалованных в гостиную сотню. Впоследствии они пожертвовали на благоустройство монастыря крупную сумму — две с половиной тысячи рублей. Внутри храм был украшен стенным письмом «в польском стиле».
Толгский монастырь в Ярославле. Введенский собор    В 1681–1683 годах на месте разобранного Введенского собора был возведен новый, с приделом святых князей Федора, Давида и Константина. В 1690–1691 храм расписала артель, в составе которой трудились ярославские и костромские мастера. Росписи придела Федора, Давида и Константина Введенского собора осуществлялись той же артелью на средства окольничего (один из высших придворных боярских чинов на Руси) Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора.
Толгский монастырь в Ярославле. Введенский собор    В 1839–1840 годах интерьер Введенского собора был значительно обновлен: сооружен новый пятиярусный иконостас, поправлено стенное письмо «с возможным соблюдением рисунка каждого клейма». Эти и другие работы были выполнены во время управления Толгским монастырем преосвященного Авраама (Шумилина), бывшего архиепископа Ярославского, им за 1837–1844 годы «во всем монастыре не оставлено без внимания ни одного здания, ни одной вещи, нуждавшихся в какой-либо ремонтировке или поправке».
Толгский монастырь в Ярославле. Введенский собор    Особую красоту и торжественность в монастырский архитектурный ансамбль всегда привносила устремленная ввысь колокольня. В 1628 году царь Михаил Федорович пожертвовал 100 рублей на «каменное колокольное строение», но эти деньги были использованы на литье колокола. Надпись на нем гласила: «Вылит Пресвятой Богородицы Толгского монастыря казенными деньгами при державе Государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича, при игумене Серапионе с братиею, а в нем весу 100 пудов, а цена 500 рублев, лета 7140 [1632] ». В 1678 году колокол разбился и был перелит в Голландии с повторением прежней надписи и добавлением новой на латыни: «Евергард Сплинтер слил меня в Кнелизе».
    В 1677 году набор колоколов Толгского монастыря пополнился новым благовестником, отлитым «по обещанию окольничего князя Никиты Яковлевича Львова на его деньги». Ни один из прежних колоколов не сохранился, поэтому после учреждения монастыря пришлось по сельским храмам собирать новый ансамбль. Ныне он состоит из одиннадцати колоколов: праздничного, полиелейного, постного, четырех подзвонных и трех зазвонных. Как сообщает надпись на благовестнике (вес более 300 пудов), он был перелит в 1831 году из колокола 1827 года. Вес следующих колоколов от 120 пудов до одного с половиной. Полиелейный отлит в 1830 году на заводе Самгина в Москве, постный – в 1832 на московском заводе Финляндского. Среди малых колоколов четыре ярославских – Оловянишникова. Толгский монастырь в Ярославле.
    В начале 1690-х годов игуменом Гордианом были возведены настоятельский корпус, стены и башни Толгского монастыря.
Толгский монастырь в Ярославле. Спасская церковь.    Четвертая каменная церковь обители — Спасская с больничными палатами — была построена в начале XVIII века на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного. В трапезе храма устроили придел во имя праведного Лазаря, упраздненный в 1793 году, но через пять лет возобновленный на средства графа Александра Ивановича Остермана уже во имя святителя Димитрия Ростовского. Стены храма были украшены живописью.
    Толгскому монастырю принадлежали, помимо упомянутой, еще и часовни вне его стен: у пристани Толгского монастыря на правом берегу Волги в селе Иваньково издавна стояла деревянная часовня с иконой Богоматери, на ее месте в 1835 году была построена каменная; часовня на дебаркадере-пристани, который устанавливали у стен монастыря во время навигации; часовня в подклете под алтарем возведенной в Рыбинске в 1903 году церкви во имя явления Толгской иконы Богоматери; небольшая часовня-киот с иконой Толгской Богоматери, устроенная в 1892 году на железнодорожном Московском вокзале в Ярославле на средства ярославского купца Платона Григорьевича Крекшина.

Толгский монастырь в Ярославле. Икона Толгской Богоматери    Икона Толгской Богоматери
    Главная святыня Толгского монастыря и одна из самых чтимых в Ярославле, икона Толгской Богоматери сохранилась до настоящего времени. В одной из редакций сказания второй половины XVII века о ней говорится: «И письма не бе, кто той чудотворный образ написа и откуду той чудотворный образ взяся на древнем лесу том, где ныне монастырь стоит».
    Образцом для святыни, как полагают специалисты, послужила знаменитая икона «Богоматерь Толгская (тронная)», которая была создана в конце XIII века для одного из ярославских храмов и позднее перенесена в Воздвиженскую церковь Толгского монастыря (в 1930 году поступила в Государственную Третьяковскую галерею).
    Икона Толгской Богоматери в летнее время находилась во Введенском соборе, в отдельно стоящем киоте слева перед иконостасом, зимой — в Воздвиженской церкви. Своим богатым украшением икона сияла «как денница среди звезд». Известно, что жемчужная риза на нее, украшенная драгоценными камнями, была перенизана из прежней в 1837 году. В 1859 — ее вновь перенизали, добавив крупную жемчужину «с заметным в отливе изображением Господа Вседержителя». Для участия иконы в крестных ходах был выполнен специальный серебряный киот весом в три пуда.
    После закрытия Толгского монастыря в 1918 году чудотворный образ некоторое время оставался в обители. В июне 1923 года заведующая музейным отделом Главнауки Н. Троцкая прислала предписание Ярославскому губмузею о принятии мер «для прекращения ношения древней иконы Толгской Божьей Матери в крестных ходах, по квартирам и т. п. ввиду весьма дурного ее состояния и опасности окончательного разрушения от означенных действий».
    В сентябре этого же года известный знаток древнерусской живописи, реставратор А. И. Анисимов, обследовав икону Толгской Богоматери, докладывал во Всероссийскую реставрационную комиссию о ее состоянии: «При осмотре Толгской иконы, почитаемой чудотворной, я нашел ее зашитой в матерчатую ризу. Последняя по контуру правой руки Богоматери оказалась обгоревшей, и под слюдой, покрывавшей изображение, краска и олифа [оказались] обгоревшими». После проведения ряда реставрационных мероприятий икона по распоряжению А. И. Анисимова была «помещена в особый, сделанный для нее киот, под стекло, и помещена в алтаре на особом аналое. Последнее сделано по желанию архимандрита, так как, по его словам, икона раскрыта еще в 1919 году и без ризы принята была бы населением не за чудотворную, а за подменивший ее образ».
    Как и когда икона Толгской Богоматери попала в музейное собрание, неизвестно, но в 1938–1941 годах она находилась в экспозиции Ярославского антирелигиозного музея, после закрытия которого поступила в Ярославский художественный музей.
    Почитание иконы Толгской Богоматери до XVII века носило местный характер. В 1640 году игумен обители Адриан стал архимандритом Троице-Сергиева монастыря и, как полагают исследователи, сделал многое для того, чтобы культ святыни приобрел общерусское значение.
    Икону приносили во многие ярославские церкви в дни их престольных праздников:
1 мая святыня пребывала в Афанасьевском монастыре;
8 мая — в церкви Иоанна Богослова;
23 мая — в Леонтьевской церкви на кладбище;
24 мая — в Спасо-Пробоинской церкви;
26 мая — в Вознесенском храме;
30 мая — в Сретенской церкви;
3 июня — в Благовещенской;
6 июня — в церкви Святого Духа;
18 июня — в Крестовоздвиженском храме;
22 июня — в Спасо-Преображенском монастыре;
23 июня — во Владимирском храме;
24 июня — в церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе;
26 июня — в Успенской единоверческой церкви;
29 июня — в церкви Петра и Павла при мануфактуре.
В определенные дни иконой Толгской Богоматери освящали все районы Ярославля:
3 июня — местность между Благовещенским и Петропавловским храмами;
в середине июня — весь город, кроме «заречных частей»;
23 июня — район Владимирской и Никитской церквей;
24 июня — закоторосльную часть Ярославля.
    Икона Толгской Богоматери участвовала во всех чрезвычайных крестных ходах, устраивавшихся по поводу важных событий в стране и городе. Принесение иконы Толгской Богоматери в Ярославль давало монастырю значительный доход (по данным И. А. Тихомирова, в обитель поступало ежегодно от 200 до 3000 руб. ), а также, по свидетельству очевидцев, сопровождалось чудотворениями.
    Чудотворная икона издавна привлекала в Толгский монастырь много паломников, в том числе и именитых, включая особ царской фамилии. «И нет, кажется, такого государя, который, проезжая по Волге, не молился бы со всей Русью перед «теплой Заступницей мира холодного». В 1677, 1683 годах обитель посетил царь Федор Алексеевич, в 1763 — совершила пешее паломничество к святыне императрица Екатерина II, в 1913 году в монастыре побывал царь Николай II с семьей.

    Другие святыни монастыря
    Вторая по значению святыня Толгского монастыря — икона Спаса Нерукотворного — была принесена в дар царем Иваном Грозным. Она стояла у южного столба Введенского собора.
    В обители хранились также иные святыни — часть камня Гроба Господня и 79 частиц мощей святых, размещенные вместе «в деревянной доске, обложенной позолоченным серебром»; напрестольный золотой крест с частью Креста Господня и частицами мощей святых — вклад княгини Ирины Петровны Троекуровой 1731 года; два серебряных креста — дар ярославской мещанки; золотая панагия с частицами мощей.
Почитался богомольцами и кедр, на котором, по преданию, нашли неповрежденной после пожара конца XIV века чудотворную святыню обители. К дереву позднее был пристроен киот, куда поместили икону Толгской Богоматери.

    Толгский монастырь в XX — начале XXI века
    В 1917 году Толгский монастырь был упразднен, в 1928 — прекратились службы в храмах обители, 6 марта 1929 года —окончательно закрыт.
    К сожалению, те, в чьих руках оказались монастырские постройки, часто относились к ним варварски. Так, в 1930-х годах во Введенском соборе с бесценными фресками была устроена действующая модель гидроузла для проектировавшейся Волгостроем ярославской плотины.
    Несколько десятилетий часть зданий монастыря занимала детская воспитательная колония, часть отдали под жилье. И хотя в 1947 году монастырский комплекс был взят на государственную охрану как памятник истории и культуры, положение его мало изменилось. Лишь в 1970-е годы в обитель пришли реставраторы, в тех работах принимали участие известные ярославские специалисты архитектор С. Е. Новиков и искусствовед Т. Е. Казакевич.
    7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель — в этом несомненная заслуга архиепископа Ярославского и Ростовского Платона.
    Казалось, что многие памятники монастыря безвозвратно погибли, но вера и труд творят чудеса: уже через несколько месяцев, 29 июля 1988 года, в освященной владыкой Платоном Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия. Настоятельницей Толгского Свято-Введенского монастыря 25 сентября 1988 года Святейший Патриарх Пимен назначил игумению Варвару (Третьяк). Жизнь первых насельниц была совершенно не налажена: все здания в руинах, нет даже намека на бытовые удобства. Но, как вспоминает игумения, «потихонечку с Божией помощью и с помощью ярославцев, а также тысяч добрых людей со всех уголков России, кто трудом, кто финансами вносивших свою лепточку, шло возрождение женской обители».
    За прошедшие двадцать лет в монастыре проведены грандиозные по объему восстановительные и реставрационные работы: за короткий срок было «оборудовано центральное отопление, подведен водопровод, проложена канализационная сеть, организованы столярная и слесарная мастерские, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, устроены овощехранилища, налажена работа трапезной, открыта монастырская больница», благоустроена территория обители и кедровой рощи, капитально починены стены со Святыми воротами.
    Как и прежде, центром духовной жизни обители, доминантами его архитектурного ансамбля, являются монастырские храмы. Главный из них — Свято-Введенский собор, где после реставрации самого здания начались в 1998 году масштабные работы по восстановлению настенной живописи. Их проводит бригада, куда входят ярославские мастера И. В. Черняева, О. В. Белякова, Р. Н. Катырев, П. А. Петров. Возглавлял артель Евгений Борисович Черняев, недавно ушедший из жизни. Эксплуатация памятника в годы советской власти нанесла большой урон состоянию его росписей, их сохранность на отдельных участках составляла всего 5-8 процентов. Художникам приходится не только реставрировать фрески, но и бережно восстанавливать утраты.
Толгский монастырь в Ярославле. Спасская церковь.    По мере возрождения храмов обители возникла необходимость в их благоустройстве, снабжении богослужебными предметами. Уже в первые месяцы существования монастыря в нем начали создаваться художественные мастерские — иконописная, золотошвейная, позолотная, резьбы по дереву. Талантливыми руками сестер любовно делается многое: расписаны Спасская и Никольская церкви, выполнены и позолочены резные иконостасы для собора и других храмов, создано немало икон, вышиты хоругви и т. д. Труд современных мастеров не менее значим, важен и достоин внимания, чем их предшественников, имена которых мы с трудом отыскиваем в архивах, включаем в статьи, словари, книги.
    Одновременно с этим для исполнения художественных работ приглашались высокопрофессиальные мастера. Крестовоздвиженский храм был не только выведен из руинированного состояния, благоустроен, но и расписан в 2002 году артелью ярославских художников под руководством академика Николая Мухина. Их имена можно прочитать в клейме у входа в церковь. В подклете Крестовоздвиженского храма устроена в 2006 году небольшая «пещерная» церковь, освященная во имя Великомученицы Варвары (в память 1700-летия мученической кончины святой).
Толгский монастырь в Ярославле. Часовня во имя убиенных иноков    В монастыре была восстановлена и украшена росписями заслуженным художником России Анной Ивановной Павловой часовня на могиле убитых поляками в 1609 году иноков. Место расположения второй часовни — там, где обрели в конце XIV века невредимой после пожара икону Толгской Богоматери в кедровой роще, — было установлено в результате проводившихся в 2003 году археологических раскопок.
    Преображенный Крестовоздвиженский храм был превращен в драгоценную ризницу, где хранятся главные реликвии Толгского монастыря. Священнейшей из них является икона Толгской Богоматери, которая 20 августа 2003 года передана обители Ярославским художественным музеем. Процесс перемещения образа, который обладает не только высшей духовной ценностью, но и является уникальным художественным памятником, созданным талантом русских мастеров, вызвал много сомнений и занял не один год. Всеобщим почитанием пользуются и другие священные реликвии, которые сберегаются в Крестовоздвиженском храме и его одностолпной палате. Как известно, после возрождения Толгская обитель обрела новые святыни: 26 мая 1988 года в монастыре состоялся большой праздник — перенесение мощей епископа Игнатия (Брянчанинова), канонизированного в том же году Русской Православной Церковью.
    Благодаря неустанным заботам игумении и насельниц, помощи благотворителей Толгская женская обитель вновь обрела славу первейшего духовного центра Ярославской епархии и одного из самых красивых архитектурных ансамблей на Волге.

Публикуется по изданию Т.А.Рутман. Храмы и святыни Ярославля: История и современность. С. 395-432. Копирование запрещено.

Адрес: Ярославль, пос. Толга
Телефон: (4852) 38-55-65
Сайт
 

Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.

Ваше имя Ваш e-mail   Тема сообщения 

Ваше сообщение