Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове – один из лучших храмов Ярославля. Он был построен в 1671-1687 годах в Толчковской слободе, которую населяли кожевники, богатые люди, решившие в своей слободе возвести храм, ни в чем не уступающий центральным, а то и превосходящий их. В строительстве участвовала вся Толчковская слобода − если не деньгами, то собственным трудом. Это самая большая приходская церковь в Ярославле и признанный выдающийся памятник ярославской архитектуры, ее высшая точка. При ее строительстве были использованы многие приемы ярославского храмового зодчества, за образец взяты самые лучшие городские храмы, но не скопированы, а реализованы по-новому. В плане храм похож на церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, но по размерам он гораздо больше − и по высоте, и по площади. Самое существенное отличие Иоанновской церкви − это форма завершения приделов. Если разобраться, то в целом храм венчают целых пятнадцать глав − пять крупных, на основном объеме, и по пять небольших, очень тесно поставленных главок-луковиц на симметричных приделах. Такого завершения приделов в Ярославле еще не встречалось, да и позже практически не применялось. Кроме того, сами приделы – той же высоты, что и основной объем; это тоже было новшеством. С трех сторон церковь опоясана одноэтажными галереями, которые создают ощущение еще бóльшей высоты основного объема. На галереи ведут три крыльца с домообразным верхом и с необычным оформлением входов: полукруглые порталы снаружи украшены арками с «гирьками».
Все стены изукрашены изразцами и узорами из лекального (фигурного) кирпича так, что гладкого места на них практически невозможно найти. Кажется, что церковь обернули в роскошный персидский ковер. Стены галереи не отстают от основного объема по своему убранству – их украшают такие же изразцы и узоры из профилированного кирпича. Внутри церковь не менее великолепна, чем снаружи. Ее расписывали в 1694-1695 годах самые лучшие мастера Ярославля − слобожане не поскупились на украшение своего главного храма. Руководил артелью мастеров известный знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов, также ярославец, работавший и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Ростове Великом, и в Вологде, и, конечно, в Ярославле. Позднее, в начале 1700-х годов, те же художники расписали и галереи с приделами. Помогал ему молодой, но тоже известный мастер Федор Игнатьев. Сюжеты, изображенные на стенах, многочисленны и разнообразны: здесь и практически полная иллюстрация библейских книг, от сотворения мира, и евангельские сюжеты. В 1708 году в соборе случился пожар, выгорела деревянная кровля. После этого кровлю сделали более крутой, четырехскатной, и переложили закомары, сделав их крупнее и выше. Новая кровля скрыла нижнюю часть барабанов, также украшенную изразцами. Также в XVIII веке заменили центральную главу, придав ей причудливую форму в стиле барокко. В остальном же мы видим самый большой храм Ярославля в том облике, в котором его видели те, кто его построил.
Рядом с храмом на рубеже XVII-XVIII веков возвели великолепную отдельную колокольню 45 метров высотой. Это высокий столп с двумя глухими ярусами и четырьмя открытыми, украшенными резными аркадами. Колокольня выполнена в новом для Ярославля стиле барокко, но при этом удивительно органично сочетается с храмом, за счет того, что членение на ярусы у обоих зданий совпадает.
В ансамбль церкви Иоанна Златоуста в Толчкове входят также Святые ворота, в стиле барокко, построенные приблизительно в конце XVII века. Это скромное, в особенности по сравнению с остальными частями ансамбля, сооружение, очень сходное с аналогичными Святыми воротами в Коровниках. Храмы были окружены невысокой стеной, ныне разобранной.
Рядом с Иоанновским храмом, с юга от него, стояла небольшая зимняя церковь Вознесения Господня, построенная в 1686 году. Это была скромно украшенная церковь с одной главкой и трапезной. Часть его можно увидеть на старинной сохранившейся фотографии С.М.Прокудина-Горского. В советское время она была закрыта и передана под столовую расположенного рядом лакокрасочного завода. В 1950-х храм был снесен. Остальной ансамбль был отреставрирован и как памятник архитектуры поставлен на государственную охрану. С 1950-х годов в нем проводились реставрационные работы; особенно сложной была работа по устранению крена колокольни, которая грозила обрушиться. Сейчас в храме продолжаются исследовательские и реставрационные работы под руководством Е.А.Чижова. Сам храм входит в состав Ярославского музея-заповедника.
Фотографии интерьеров Церкви усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, представленные на этой страницы, выполнены, С.М.Прокудиным-Горским, 1911г. Еще одна фотография С.М.Прокудина-Горского дает представление о том, как выглядел снаружи ансамбль церкви в 1911г.:
Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.