Храмы и постройки монастыря: 1. Казанский собор (1835-1845) 2. Сретенская церковь (1878-1881) 3. Покровская церковь (1820) 4. Келейные корпуса 5. Звонница 6. Стены и башни
Казанский монастырь был основан в 1610 году при храме Казанской иконы Божией Матери. Основание монастыря, как и обретение чудотворного образа Ярославской-Казанской Богоматери, положившее начало обители, сопровождалось «особенными благодатными знамениями». История Ярославской-Казанской иконы Божией Матери. Ярославская святыня была списком с чудотворного образа Казанской Богоматери, обретенного в Казани 8 июля 1579 года, через 25 лет после покорения Иваном Грозным Татарского ханства. Икона Ярославской-Казанской Богоматери являлась одним из ранних известных списков чудотворного образа, ее почитание на Ярославской земле, в Романовской слободе, началось в конце XVI века. Обстоятельства обретения святыни в 1588 году жителем города Романова Герасимом Трофимовым изложены в «Сказании о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Тетюшах». Приехав по торговым делам в Тетюши, Герасим удостоился чудесного видения: 2 июля 1588 года ему во сне явилась Богоматерь и указала, где, в какой лавке он должен выкупить ее образ. Богоматерь повелела отнести икону в город Романов и там «под горою» построить храм во имя святыни. Как повествует сказание, Герасим первым испытал на себе чудотворную силу образа: его больная правая рука исцелилась. Дальнейшая история перенесения чудотворного образа в Ярославль и основания Казанского монастыря изложена в одном из ранних произведений местной посадской литературы, созданном в начале XVII столетия, — «Сказании вкратце о новом девичьем монастыре, что в Ярославле в остроге большой осыпи, и о чудотворном образе Пречистой Богородицы». В начале марта 1609 года «литовские люди и русские воры» взяли Романов, город пожгли, людей «посекли много и церкви Божии пограбили». Среди захватчиков оказался один литвин греческой веры, «Стравинской роты поручик, именем Яков, прозванием Любской»; он взял из церкви Николая Чудотворца икону Казанской Богоматери и привез ее в Ярославль. Узнав о принесении в Ярославль чудотворной иконы, многие его жители безуспешно пытались уговорить Якова Любского продать святыню. Но «по некоему откровению», как повествует сказание, литвин принес икону земскому старосте Ярославля Василию Лыткину и «выкупу под тот чюдотворный образ» не взял, только попросил поставить икону в храм, а его имя занести в синодик. В этом месте сказания имеется расхождение с документальным источником: в патриаршей грамоте 1610 года со слов ярославцев записано, что Василий Лыткин «чудотворный образ у того литвина выкупил». Братья Лыткины поставили икону Казанской Богоматери в церковь Похвалы Богородицы «во своем приходе, зовомом Димитриевским, на посаде, в Занетечье. И стоял чюдотворный образ Пречистыя в той церкви шесть недель, до приходу литовских людей под Ярославль». Тридцатого апреля пришли под Ярославль отряды Лжедмитрия II. Горожане унесли икону Казанской Богоматери «в меншой острог от разорения ратных и поставили… в церкви Рождества Христова на Волском берегу». Захватчики стояли под Ярославлем несколько недель, но город взять так и не смогли. В разгар этих событий, как написано в патриаршей грамоте 1610 года, диакону ярославской Воздвиженской церкви Елеазару случилось видение: Богоматерь явилась ему и повелела, чтобы «служилые всякие люди и посацкие храм воздвигнули» во имя чудотворной иконы. Враги «со стыдом оставили Ярославль» 23 мая 1609 года, и жители Ярославля решили в память победы соорудить церковь и поставить в ней чудотворную икону. Романовцы, не смирившиеся с утратой чудотворного образа, вознамерились его вернуть и даже получили о том государев указ. Но 9 июня 1610 года, когда всех ярославских «монастырей игумены и соборные попы и диаконы и дворяне и дети боярские и посадские всякие жители с женами и детьми и ратные люди» пошли «со кресты» в Казанский монастырь совершить молебен, от чудотворного образа получила исцеление старица Анисья, а на следующий день — посадский человек Константин Иванов. И тогда жители Ярославля «имели дерзновение» обратиться к царю Василию Шуйскому с просьбой о том, чтобы икона была оставлена в их городе. Ответ последовал от Патриарха Гермогена: быть святыне в Ярославле «неподвижно», а для Романова «списать или выменять таковой же образ Пречистой Богородицы и обложить и приклад приложить так же, как и у чудотворного образа». К сожалению, ни сама святыня, ни ее драгоценное убранство, за исключением живописной рамы, не дошли до наших дней – они бесследно исчезли в 1930-х годах. Тогда же пропали и другие святыни монастыря.
История Казанского монастыря. О первых деревянных постройках Казанской обители почти ничего не известно. В 1649 году по благословению ростовского митрополита Варлаама монастырский священник Ермил Михайлов своим «усердным тщанием и рачением», а также «подаянием благочестивых жителей» города построил в монастыре каменную церковь Казанской Богоматери «с приделы». В пожар 1658 года все деревянные сооружения обители сгорели, пострадала и каменная церковь, которая через несколько лет была возобновлена. В 1672 году в новом храме освятили сначала алтарный придел во имя Параскевы Сербской, а в 1673 главный престол — во имя иконы Казанской Богоматери. В 1680 году по благословению митрополита Ионы интерьер собора украсили стенной росписью, которая была поновлена в 1817. В 1766 году была возведена невысокая каменная, с угловыми башнями, ограда Казанского монастыря. Над Святыми воротами построили надвратную двухшатровую церковь Иоанна Предтечи, которую украсили стенным письмом. В 1770 году Екатерина II пожаловала обители 500 рублей на постройку деревянных келий. К началу XIX века каменные монастырские постройки стали приходить в упадок. Казанский монастырь был практически полностью отстроен заново при деятельной настоятельнице Маргарите (Смагиной) (1807–1836). В 1808 году над трапезным корпусом был возведен каменный верхний этаж «для жительства настоятельницы», в 1812–1817 годах сооружены один трехэтажный и два двухэтажных каменных келейных корпуса, в 1818 вместо старой «неблаговидной» — возведена новая каменная ограда с четырьмя башнями по углам. В 1817 году разобрали надвратный Предтечевский храм, а 5 мая 1820 года после крестного хода из Успенского кафедрального собора с чудотворными иконами Спаса Нерукотворного, Толгской и Смоленской Богоматери, «при большом стечении народа», архиепископом Авраамом и игуменией Маргаритой были заложены «крестообразно» первые камни в основание теплой церкви в честь Покрова Богоматери с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи и колокольней. Каменная четырехъярусная колокольня была построена «в одной линии» и одновременно с теплым храмом и оградой Казанского монастыря. Она достигала высоты 60 метров, в ее нижнем ярусе находились Святые ворота, в третьем — висели десять колоколов. Благовестник, весом в 325 пудов, был отлит ярославским купцом П.Г. Оловянишниковым в декабре 1827 года и в феврале следующего, по завершении строительства, поднят на новую колокольню. Один из монастырских колоколов, весом в 78 пудов, разбился во время белогвардейского мятежа в Ярославле в 1918 году. В 1834 году начали разбирать и обветшавший Казанский храм. Строительство величественного каменного пятиглавого холодного собора Казанской Богоматери на месте прежнего началось в 1835 году и завершилось в 1838, в 1842–1845 — в соборе был устроен и вызолочен иконостас. Благоустройство обители велось на протяжении всего XIX столетия. В 1852–1856 годах за Покровской церковью и «у колоколенных ворот» были сооружены два новых двухэтажных корпуса, больничный и келейный; в 1861 в юго-восточной башне монастырской ограды устроили часовню. Третья церковь монастыря была сооружена в 1878–1881 году на средства игумении Феофании, освящена в честь праздника Сретения Господня 2 февраля 1881 года, она считалась домовым храмом настоятельниц. До начала XIX века Казанский монастырь был необщежительным, то есть каждая монахиня самостоятельно должна была добывать себе средства к существованию. Судя по документальным источникам XVII–XVIII веков, число проживающих в разные годы в Казанском монастыре насельниц (монахинь и послушниц) доходило до 150–170 человек. Штат обители дважды пополнялся: в 1732 году в соответствии с синодальным требованием об упразднении «малобратских» монастырей в Казанский монастырь были определены монахини, ранее жившие при Преображенской церкви города Романова, а в 1763 — из упраздненного Троицкого монастыря Ярославской епархии. В 1764 году по церковной реформе Казанский монастырь был причислен к третьему классу с ежегодным содержанием в 240 рублей, в нем полагались по штату игумения, казначея и 15 монахинь; в 1859 году игумения Назарета испросила у духовного начальства еще 15 монашеских вакансий. Казанский собор до введения общежительного устава в начале XIX века являлся не только монастырским, но и приходским храмом, поэтому при обители значилось несколько приходских дворов. Монастырю принадлежали три часовни в городе. При Казанском монастыре издавна были открыты иконописная и золотошвейная мастерские, работа которых была высоко оценена в 1900 году на Парижской выставке. Советское время принесло обители самые тяжкие испытания. Уже в первый год советской власти, в трагические дни антибольшевистского восстания, обитель вместе со всем городом подверглась значительным разрушениям: «Сильно разбита колокольня, причем два колокола упали вниз, частью пострадали три церкви монастыря, совершенно сгорели два жилых корпуса с хозяйственными постройками и со всем находящимся в них имуществом». В декабре 1918 года Казанский монастырь был закрыт. Игуменья Феодотия с насельницами переехала в еще действующий в то время Толгский монастырь. С лета 1920 по 1922 год в зданиях обители располагался один из городских концентрационных лагерей. Постройки монастыря использовались городскими властями «для культурных и иных нужд»: в игуменском корпусе со Сретенской церковью помещались казарма войск ГПУ и Дом крестьянина, позднее — коммунальные квартиры, конторы; в Покровском храме с 1930 года — городская центральная библиотека, с 1948 года— планетарий и Провинциальный колледж; в Казанском соборе — склад икон и церковной утвари из закрываемых храмов, а с 1927 года — Государственный архив Ярославской области. Для его нужд собор был полностью переоборудован: в разделенном на этажи здании располагались и помещения для хранения документов, и рабочие комнаты сотрудников, и читальный зал для посетителей, и другие службы. Колокольня Казанского монастыря, хотя первоначально в ней и предполагалось устроить обсерваторию, была снесена в 1920-х годах. Не стало и всех трех часовен. Еще до возвращения Казанского собора Русской Православной церкви, с начала 1990-х, «…из года в год по одной главке к престольному празднику были восстановлены позолоченные купола собора, заметно украсившие силуэт города. И уже в 1997 г. Казанский собор был открыт как приходской храм. При еще остававшемся в здании архиве, в подклете собора, напоминающем первохристианские катакомбные церкви, впервые стали проводиться богослужения. Приходским Казанский собор оставался недолго. Уже 1 августа 1998 г. по прошению прихожан, по ходатайству архиепископа Михея, по благословению Святейшего Патриарха Алексия в Ярославле спустя 80 лет был вновь открыт Казанский монастырь… совершилось главное — обитель возобновлена». Поначалу первым насельницам монастыря — самой настоятельнице, монахине Михаиле (Сафоновой), нескольким монахиням и послушницам — пришлось жить в подклете собора. Постепенно, буквально по комнате, монастырю передавали келейные корпуса. В 1998 году передали Сретенскую церковь. Было принято решение о возвращении Покровской церкви. Теперь предстоит строительство нового здания для планетария, который пока что размещается в храме. Рядом с собором устроили небольшую деревянную звонницу, ансамбль колоколов для нее был отлит и подобран на заводе Николая Шувалова. Казанский монастырь обрел новые святыни: 2 ноября 2000 года в него переданы мощи святителя Агафангела (Преображенского), занимавшего Ярославскую кафедру с 1913 года в сане архиепископа, а с 28 ноября 1917 года по решению Поместного собора — митрополита. Архиепископ Михей в августе 1998 года передал в монастырь список с чудотворного образа Казанской Богоматери, выполненный монахинями до закрытия обители. Немаловажной вехой в возрождении монастырской жизни явилось возобновление древнего крестного хода до Романова с новой чудотворной Ярославской-Казанской иконой, впервые прошедшего 2–14 июля 2002 года. Этот крестный ход вновь, как и ранее, стал ежегодным. В обитель переведена Ярославская православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова — она разместилась в бывшем настоятельском корпусе, а примыкающий к нему Сретенский храм стал домовым гимназическим (кроме того, в церкви отправляются ранние службы, совершаются крещения ярославцев). Налаживается работа регентских курсов и золотошвейной мастерской. Окрепшая и благоустроенная общежительная обитель являет собой в самом центре города очаг духовной и праведной жизни.
Публикуется по изданию: Т.А.Рутман. Храмы и святыни Ярославля: История и современность. С. 361-381. Копирование запрещено.
Адрес: Ярославль, ул. Первомайская, 19а / ул. Трефолева, 20 (территория монастыря расположена между улицами Первомайской и Трефолева) Телефон: (4852) 72-77-51 Сайт: http://казанский-женский-монастырь.рф
Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.