Несмотря на то, что есть и документальные свидетельства существования Афанасьевского монастыря уже в XVI веке, в работах большинства ярославских историков о времени и обстоятельствах основания Афанасьевского монастыря утверждается, что произошло это после 1612 года, когда в часовне рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного (подробнее о ней в описании Спасо-Пробоинской церкви). В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте. О начальном состоянии Афанасьевского монастыря документально известно лишь, что он управлялся игуменами и уже в первые годы своего существования получил привилегии и владения по грамотам царя Михаила Федоровича. В первой из них, от 1619 года, значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено». Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей. Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. Так, в 1658 году «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре». Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его Алексию, митрополиту Московскому. В 1736 году к Афанасьевскому монастырю по просьбе игумена обители Ионы и по указу от 16 июля архиепископа Иоакима была приписана часовня, пристроенная к Власьевской, или Знаменской, башне, которая служила крепостными воротами для въезда в Земляной город. Сейчас она известна как Знаменская церковь. Афанасьевский монастырь никогда не был значительным ни по числу иноков, ни по богатству и количеству владений: в 1717 году в нем проживало всего семь монахов и один белец; в 1802 штат не увеличился. Его территория, обнесенная невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, была небольшой. С других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в XVIII веке соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии − обретении на этом месте чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Башни завершались шпилями, увенчанными фигурами ангелов с трубами. 25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, после которого был составлен перечень причиненного ущерба. В нем, по сути, содержится первое описание построек Афанасьевского монастыря. Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви Афанасия и Кирилла, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. В 1820–1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» — две братские кельи; в 1825 году для церкви Афанасия и Кирилла большесельский мещанин Константин Требников выполнил новый иконостас, а ярославец Александр Чарышников позолотил его; в 1831 — теплый храм был «распространен и по местам украшен живописью», росписи в нем исполнил живописец Тимофей Медведев. Тогда же одноярусную колокольню над папертью зимней церкви полностью перестроили, и монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода. Всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов. Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 году были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 — на средства Ф. Е. Вахрамеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912 — на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев. Указом императрицы Екатерины II от 31 марта 1764 года Афанасьевская обитель была причислена к заштатным: «ни в каком классе не состоит, но имеется… в числе оставленных на свое содержание монастырей». 12 декабря 1857 года император Александр Николаевич утвердил определение Святейшего Синода о возведении Афанасьевского монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. С 1895 года Афанасьевский монастырь стал резиденцией викарного епископа Ярославской епархии. Каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из ярославского кафедрального Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Во время событий июля 1918 года в обители частью пострадали обе церкви, сгорел один жилой корпус. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть «ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов. В 1930-х годах городские власти разобрали колокольню, в церкви Афанасия и Кирилла и части других строений монастыря разместились производственные мастерские и организации, в братском корпусе поселились люди. В ноябре 2007 года храм и ограда с башнями Святых ворот были переданы Русской Православной Церкви. После переезда Ярославской духовной семинарии в постройки усадьбы И. А. Вахромеева распоряжением владыки Кирилла бывший монастырский храм получил статус семинарского. В начавшихся реставрационных работах большую помощь оказывают семинаристы. 31 января 2008 года в приделе Алексия, митрополита Московского, совершена была первая служба.
Публикуется с сокращениями с разрешения автора и издателя по тексту Т.А. Рутман Храмы и святыни Ярославля: История и современность. Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2008. С. 383-386.Все права охраняются. Копирование запрещено.
Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.