Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина)
Церковь Николая Чудотворца, больше известная как церковь Николы Надеина, была построена в 1620-1622 годах. Это первый приходской каменный храм в Ярославле, и он, конечно, имеет свою особую историю. Место, где был построен Никольский храм, − древнейшая часть Ярославля, где в XVII веке располагались дворы богатых купцов – «государевых гостей». Звание «государева гостя» − почетное, дававшееся очень немногим купцам за особые заслуги перед государством в торговых делах. Это звание давало немалые привилегии не только самим купцам, но и их семьям и даже служащим: они не подлежали никакому суду, кроме личного государева, освобождались от пошлин и повинностей, имели право покупать земли за пределами города, сами купцы не давали присяги царю, а вместо них это делали их служащие. По царскому назначению, эти купцы исполняли различные государственные функции: они заведовали таможнями, кружечными дворами, царской казной. При этом торговые обороты таких купцов были гигантскими – от 20 до 100 тысяч рублей в год (это при тогдашней ценности денег, когда можно было прожить на несколько копеек в день). Ярославский купец Надей Андреевич Светешников принадлежал как раз к купцам государевой сотни, вел крупную торговлю пушниной, солью, иностранными товарами, поставлял к государеву двору ткани и сахар. Во время войны 1612 года активно участвовал в ополчении Пожарского и Минина. Его владения были огромны – купцу принадлежали и солеварни на Волге (Усолье), и медные рудники на Каме; кроме того, его работники вели закупку пушнины в Сибири. При этом Надей Светешников не был богатым наследником, свое огромное состояние он заработал сам. Храм Святителя Николая, построенный на его средства, был одним из лучших и самых красивых храмов города, по его образцу позднее было построено немало ярославских церквей. И вскоре после постройки к названию храма стали прибавлять имя его заказчика. Так и появилось устойчивое название храма – Николы Надеина. Жизнь строителя храма окончилась трагически – он был казнен в 1646 году. Но построенный им храм, неразрывно связанный с его именем, сохранился как память о выдающемся ярославце. До наших дней храм дошел, увы, сильно перестроенным. Изначально это был роскошный пятиглавый храм на высоком подклете, с четырьмя мощными апсидами (три у основного объема и одна в приделе), с трех сторон окруженный двухэтажными галереями с открытыми аркадами. Асимметричная постановка колокольни – в северо-западном углу храма − также впоследствии многократно повторяется в ярославском зодчестве. Северный Благовещенский придел устроен как отдельная маленькая церковь, служившая Надею Светешникову домовой церковью, где он присутствовал на службах в кругу семьи и избранных гостей. Очень интересен тябловый иконостас в приделе, богато украшенный, с «выколотым» орнаментом. Декор храма во многом заимствован у московских церквей и соборов, но не просто скопирован, а значительно переработан, многие элементы декора − закомары, круглые профилированные окна − стали просто украшением, утратив свои первоначальные функции. Судя по технике кладки и по ряду архитектурных приемов, в строительстве храма принимали участие псковские и новгородские мастера. Перестройки сильно исказили первоначальный облик церкви. В конце XVII века были заложены арочные проемы галерей, надстроена колокольня, а еще немного позднее, на рубеже XVII-XVIII веков, был пристроен южный придел. То, что арки галереи были заложены, сохранило для нас уникальные фрески, которыми были расписаны ее стены. В XIX веке боковые главы храма были разобраны, так как начала проседать кровля. Позакомарное покрытие, как у многих старинных храмов, заменили на четырехскатное. Особого внимания заслуживают великолепные росписи церкви Николы Надеина. Они были сделаны спустя 20 лет после постройки храма, в 1640-1641 годах. Храм расписывали двадцать мастеров, в том числе ставшие впоследствии знаменитыми художники Василий Ильин и Севастьян Дмитриев. Руководили артелью старые, опытные и известные мастера − Любим Агеев из Костромы, Стефан Ефимиев из Ярославля и Иван Муравей из Нижнего Новгорода. В росписях храма преобладают сюжеты, посвященные деньгам, золоту и чудесам, с ними связанным. Николай Чудотворец на фресках также в некоторых случаях изображается с мешком золота, раздающим его беднякам. Сюжеты из жития Николая Чудотворца занимает целых четыре ряда росписей в основном объеме храма. Кроме основных сюжетов, туда вошли и чисто русские легенды о самом популярном на Руси святом. Вообще же фрески замечательны своим пристальным вниманием к деталям, тщательной прорисовкой выражений лиц, жестов. Кроме росписей, интерьер храма замечателен своим роскошным барочным иконостасом 1751 года, сделанным по рисункам Ф.Г.Волкова, основателя русского национального театра. Волков в молодости жил неподалеку и был прихожанином Николо-Надеинской церкви. За царскими вратами видна красивая деревянная сень, также являющаяся истинным украшением храма. В советское время храм был закрыт; сейчас он относится к Ярославскому музею-заповеднику.
Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.