Нынешнее здание Спасо-Пробоинской церкви было построено на рубеже XVII и XVIII веков. Основание Спасо-Пробоинской церкви произошло 25 мая 1612 года на месте обретения чудотворной иконы Нерукотворного Спаса. В конце марта 1612 года для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Для избавления от болезни было решено прибегнуть к главной защитнице города — чудотворной иконе Толгской Богоматери. Накануне назначенного дня, 23 мая 1612 года, протопопу Илье случилось «сонное видение», в котором ему повелевалось взять в крестный ход икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в часовне близ деревянной церкви Афанасия и Кирилла. Утром участники крестного хода взяли из часовни образ, и, когда священная процессия поравнялась с Ильинским храмом, произошло первое чудо от новоявленной святыни: икону пронесли над нищим слепцом, просившим «милостыню от христолюбивых подателей», — и он прозрел. Второе чудо от иконы Нерукотворного Спаса произошло в этот же день: по совершении крестного хода шествие направилось в Успенский собор, но, когда поравнялось с часовней, «тайная сила остановила несших чудный образ; никак не могли они двинуться с места». Восприняв произошедшее как знамение, «ибо возлюбил Господь это место», горожане решили построить около часовни церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного. По преданию, во вновь построенной по благословению митрополита Ростовского Кирилла (IV) деревянной Спасской церкви перед чудотворной иконой Спаса в числе первых молились Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. По словам Н. Г. Первухина, «последняя надежда Руси — ополчение чуть было не погибло» в Ярославле, но, «укрепленное чудесным знамением, двинулось спасать Москву и родину». Новое чудо от святыни произошло в 1614 году, когда «учинися пожар велик во граде Ярославле». Спасо-Пробоинский храм, как многие другие деревянные церкви, сгорел, но чудотворный образ был найден на пепелище неповрежденным. Еще дважды в XVII веке «церковь древяна во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа» погибала в огне, в 1658 и 1670 годах, но каждый раз отстраивалась вновь, и «в сих такожде пожарах сия святая пречудная Всемилостивого Спаса икона пребываше невредима». В 1696 году прихожане, видя, «яко тщету велию претерпевают в лишении храма сего Всемилостивого Спаса от огненного возгорения», решили построить каменную церковь и 5 июня обратились по инициативе земского старосты Ивана Мякушкина за благословением к митрополиту Ростовскому Иоасафу. В ответной грамоте от 26 июня владыка распорядился «на новую церковь кирпич и известь и песок и всякие припасы готовить и построить новую церковь Божию каменную во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа на старом церковном месте, подався немного на восток». Как только была «с помощью всесильного Бога церковь сия создана и всяким благолепием украшена», образ Нерукотворного Спаса поставили справа от царских врат. Сказание завершается словами: «...многие же и поныне источаются от сей святой иконы чудеса во исцеление всяких недугов и скорбей с верою приходящим». В «Книге достопамятностей» храма сохранились имена ярославцев, получивших исцеление от святыни в XIX веке: Иван Семенович Соболев, Александра Ивановна Лопатина, Никанор Васильевич Урядов, и уже в XX — Семен Максимович Лоханин. По преданию, каменная Спасо-Пробоинская церковь была освящена в 1705 году митрополитом Димитрием Ростовским. Главный престол храма был освящен во имя иконы Нерукотворного Спаса, придел в алтарной части — во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезе — во имя Павла Фивейского и Иоанна Кущника. О времени и мастерах стенописей сообщает храмозданная надпись: «1741 г. месяца июния в 8-й день начата бысть сия св. церковь писатися стенным и иконным писанием... А трудившиеся во святей сей церкви ярославские иконописцы Алексей Иванов [Сопляков] с сыном Михаилом. Иван Никитин с братом с Иваном Горины. Андрей Емельянов с детьми Афанасием да Иваном. Алексей Данилов. Матфей Никитин. Иван Степанов. Подписи писал церкви Леонтия епископа Ростовского чудотворца поп Борис Федоров... совершися же того же лета сентемвриа во 2-й день». В 1875 году фрески были вновь прописаны «в совершенно другом характере». К 300-летнему юбилею храма, в 1911 году, поздний слой смыли и восстановили первоначальную живопись. В марте 1798 года Леонтий Осипов Суконкин, крестьянин деревни Таланово Ярославского уезда, для теплого придела преподобных Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника обязался исполнить новый резной иконостас, царския врата и «все без изъятия вызолотить». Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831–1832 годах у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела — Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П. Я. Панькова. В 1873 году теплый и холодный храмы были соединены. В 1909–1911 церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектору А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. Финансирование работ начал Иван Александрович Вахромеев, а после его кончины завершил сын, Александр Иванович. Главной ценностью Спасо-Пробоинского храма являлась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, она была особо почитаема ярославцами. Как выглядело ее раннее убранство, сведений не сохранилось, а в 1867 году образ получил новое обрамление. В свои храмовые праздники многие ярославские приходские церкви принимали икону Спаса Нерукотворного (вместе с чудотворной иконой Толгской Богоматери, когда та находилась в кафедральном Успенском соборе). Ежегодно в храмовый праздник, 24 мая, из Спасо-Пробоинской церкви совершался крестный ход с наиболее чтимыми чудотворными иконами города — Нерукотворного Спаса, Толгской и Смоленской Богоматери. Этот крестный ход был официально установлен по просьбе горожан в 1867 году. Судьба чудотворного образа Спаса Нерукотворного неизвестна, но в заволжской Троицкой церкви бывшего Смоленского мужского монастыря сохранился список с него, который может послужить образцом для воссоздания облика святыни. Спасо-Пробоинская церковь была в Ярославле на особом положении: прихода при ней не было, а средства на содержание и храма, и причта поступали от города и благотворителей, — в сохранившихся клировых ведомостях она именуется «Спасо-Пробоинской общественной ружной церковью». Не случайно церковный староста в этот храм избирался городской думой из числа самых уважаемых ярославцев. Некоторое время эту должность исправлял Иван Александрович Вахромеев, а в 1905 году старостой был единогласно избран его сын Александр Иванович. И. А. Вахромеев позаботился об обеспечении храма и пожертвовал ему более 30 000 рублей. Спасо-Пробоинский храм значительно пострадал в дни антибольшевистского восстания, по выводам реставрационной комиссии, «верхний ярус колокольни разрушен настолько, что при сильном ветре может упасть». Спасо-Пробоинская церковь была закрыта в 1929 году, вскоре по распоряжению властей разобрали колокольню. Весной 2007 года производственные мастерские, размещавшиеся в церкви и в строениях Афанасьевского монастыря, были из них выведены, и в марте следующего года храм передан Русской Православной Церкви, как и собор Афанасьевского монастыря он приписан к Ярославской духовной семинарии. Зданию церкви предстоят масштабные реставрационные работы.
Публикуется по изданию Т.А.Рутман. Храмы и святыни Ярославля: История и современность. С.97-102. Копирование запрещено.
Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.